Главная КомпанияСМИ, ВыставкиТехнологии завода ФОБОС - Пружина не садится, глушитель не сечёт

Технологии завода ФОБОС - Пружина не садится, глушитель не сечёт

Статья в журнале "Автоиндустрия.рф" № 6 (179) 2019

Предлагаем познакомиться с технологическими вопросами, обеспечивающими качество глушителей и пружин. Наше издание совершило виртуальную экскурсию на завод компании «Фобос», одно из наиболее современных и хорошо оснащённых автокомпонентных предприятий в России.

Производственный цикл начинается с поставок комплектующих. Использовать лучший, пусть и не самый дешёвый металл — важный аспект качества. «Фобос» сотрудничает с производителями высококачественной холоднокатаной и пружинной стали, продукция которых полностью соответствует ГОСТ. В частности, проволоку и другой металлопрокат специально для «Фобос» концерн «Северсталь» изготавливает по европейской спецификации. Корпуса и внутренние части глушителей делаются из стали толщиной не менее 1,2 мм, а трубы 1,5 мм. «Фобос» не приветствует практику выделения «премиумных» и «бюджетных» линеек — вся его продукция выпускается по единому стандарту качества ГОСТ. Подтвердить это могут паспорта качества, которые есть у каждого изделия завода. 

Глушители 

«Фобос» производит глушители традиционной конструкции с лабиринтной системой шумоглушения, без прямотоков. В некоторых изделиях используется качественный базальтовый наполнитель в бандаже, который не подвергается выгоранию и выдуванию потоком отработавших газов. 

Производство начинается с важнейшей операции клеймения карточек клеймом «Фобос», на котором указывается логотип предприятия и наличие сертификата ЕАЭС. Затем карточки отправляются на процедуру закатки, где приобретают геометрически нужную форму и специальным образом загнутые края. 

Внутренние части глушителя собираются и свариваются в специальных приспособлениях — кондукторах. Это обеспечивает постоянство заданных размеров и геометрических форм. Важная тонкость, сильно влияющая на ходимость глушителя: внутренности не следует приваривать к оболочке бачков. На заводе «Фобос» внутренности прессуются в готовую обечайку с натягом на зафасовочном прессе. 

Трубы нужно правильно согнуть, исключив гофры металла в местах сгибов, чтобы уменьшить сопротивление движению выхлопных газов для большего КПД двигателя. Правильная геометрия необходима и для того, чтобы глушитель без проблем встал в предназначенные места крепления на автомобиле и не стучал по днищу кузова. На заводе «Фобос» трубы после гибки проверяются на стенде. 

Далее происходит так называемое «раскрытие концов» труб или, наоборот, обжатие. Эти процедуры в совокупности создают условия для правильной установки готового глушителя на транспортное средство. Третий элемент глушителя — бачки. Выхлопные элементы «Фобос» имеют хорошие прочностные параметры за счёт двойного закатного шва с качественной прибивкой.

Заключительная операция изготовления бачка — поперечная закатка. На этом шаге запрессовываются крышки. Обкатка производится двумя роликами с каждой стороны крышки, после чего происходит финишное обжатие шва, придающее бачку нужную герметичность и правильную геометрию. 

Сборка бачков и труб происходит на стапеле — ещё один этап, критический важный для обеспечения стабильности геометрии. Чтобы глушитель был по-настоящему тихим, на этом этапе важно обеспечить герметичность соединений, а для этого нужно идеальное прилегание фланца к коллектору. 

Глушители ТМ «Фобос» окрашиваются кремний-органической эмалью, выдерживающей температуру свыше 600°С, а перед окраской проходят контроль качества сварных швов и химически обрабатываются. 

Наконец, изделия помещаются в фирменную упаковку и отправляются на склад готовой продукции. В последние годы «Фобос» практически отказался от гофрированных коробок в пользу плёнки ПВД с логотипом и гофрированным вкладышем. Использование плёнки даёт выигрыш в себестоимости, компактности хранения и лучшей защите от повреждений, что удобно торговым операторам. 

В дополнение к традиционной гамме глушителей для легковых автомобилей, в 2018 году «Фобос» освоил производство глушителей для грузовых автомобилей Минского и Нижнекамского производства, а также других производителей, включая крупнотоннажные и магистральные модели. 

Это потребовало ряд инноваций на производстве. Глушители грузовых автомобилей работают в более нагруженных условиях, чем легковых. Чтобы обеспечить высокую ходимость изделий, специалисты «Фобос» разработали стенд сборки глушителей больших размеров, позволяющий выполнять надёжный герметичный шов без применения сварки. 

В дальнейших планах предприятия — освоение гаммы глушителей для грузовиков иностранных производителей. 

Пружины

Мощности «Фобос» позволяют производить до двух миллионов пружин в год. Используется технология холодной навивки пружин, более современная и качественная по сравнению с горячей навивкой. 

Процесс начинается с размотки и навивки на навивочных автоматах. На предприятии используются пять пружинонавивочных станков с ЧПУ, из них два автоматических итальянских фирмы Bobbio и более новый Wafios FSE 143 XL, установленный в 2018 году. Имея несколько осей движения для навивки пружин различных форм из бунтовой стали, они быстро и точно выходят на заданную геометрию. Все станки отличаются продуманной и отработанной конструкцией от ведущих мировых производителей, высокой надёжностью и ресурсом, гибкостью и расширенными возможностями по навивке фасонных пружин. 

На многих пружинах сжатия необходимо создать шлифованный торец опорного витка. Для этого «Фобос» использует итальянские и немецкие торцешлифовальные станки O.M.D. и Shenker, обеспечивающие высокопроизводительную шлифовку. 

Навитые пружины пока не закалены, поэтому далее идёт термическая обработка в камерных печах. Здесь точное соблюдение технологических требований к закалке и отпуску пружин также обеспечивает автоматика. 

В технологическом цикле между закалкой и отпуском производится также обработка пружин специальными растворами. Это влияет на качество выполнения последующих технологических операций, первая из которых — дробеструйная обработка.

Данная операция обязательна и одна из важнейших. Обработка дробью создает упрочнённый поверхностный слой металла, при этом пружины обретают более высокие нагрузочные характеристики и ходимость. Выполняется дробеструйная обработка также на европейском оборудовании. 

Для обеспечения коррозионной стойкости и эстетичности пружины окрашиваются порошковым эпоксидным покрытием. 

Казалось бы, это всё, но снова возникает вопрос: как обеспечить, чтобы новая пружина после установки на автомобиле не давала усадку после первых километров пробега? Для этого пружины на заводе «Фобос» проходят процедуры обжатия. Изделия деформируются усилием больше рабочего, исключая или сильно снижая степень усадки. 

100% выпускаемых пружин проходят контроль по рабочей нагрузке. Применяемые для этого программируемые машины TLS и Easydur позволяют производить тестирование до пяти точек нагрузки и деформации и качественно снимать характеристики пружин различных типов: сжатия, растяжения, кручения. 

После обжатия и контроля пружины маркируются и упаковываются в фирменную тару. 

Отметим, что вся продукция «Фобос» — это касается глушителей, пружин и прочих изделий — маркируется по международной системе UNISCAN/ГС1. На этикетках указывается номер изделия по каталогу, модель, какая пружина, тип, и дата изготовления. Будьте бдительны: внимательное чтение маркировки спасает от подделок. 

Для более лучшей идентификации изделий на предприятии введена также маркировка самих пружин. Она наносится наклейкой как на витке, так и на пластиковом бандаже, устанавливаемом на пружине в месте перехода к поджатому витку. 

Предприятие постоянно находит возможности повышать эффективность и улучшать качество без увеличения конечной стоимости изделий. В 2016 году «Фобос» приобрёл новое производственное помещение, оптимизировав заводскую логистику и повысив эффективность производства. А в 2018 году был введён в строй новый склад хранения пружинной проволоки, что вновь улучшило логистику и условия хранения. Таким образом, компания в очередной раз повысила удовлетворённость торговых партнёров. 

Компания «Фобос» постоянно развивается, лишь главный принцип остаётся неизменным: качество по доступной цене. Прибыльность предприятие обеспечивает не экономией на основных материалах и технологии, а за счёт инноваций. Здесь хотят, чтобы продукция ТМ «Фобос» служила долго и давала людям комфорт.

Источник - Автоиндустрия.рф № 6 (179) 2019